Казнь старца Дионисия, или поучительная история про то, как два похотливых хрыча девок привораживали

arhipp

Активный участник
Сообщения
1 341
Реакции
2 152
Баллы
180
В мае 1701 г. старец Савино-Сторожевского монастыря Иеремей принес к архимандриту Мелетию в келью «неведомо какие дурные волшебные писма, а сказал, что те писма нашол он в келейных своих сенях в оконном гнезде, где бывает окончине засов, после сушиленного старца Дионисия Грека». Вскоре старец Дионисий Грек и «волшебные письма» были доставлены в Монастырский приказ, где во время следствия Дионисий был расстрижен и к нему вернулось его мирское имя Дмитрий. В расспросе и с пытки он повинился в переписывании и использовании «черного» приворотного заговора. «По тем писмам Отца и Сына и Святаго Духа и Пресвятыя Богородицы и всех святых отрицался и крест под пятою носил и призывал себе в помощь Сатану и бесов, да те писма над питьем чол и для блудного дела девкам пить давал и сам пил». Дионисий Грек поведал также, что переписаны были приворотные заговоры рукой черного дьякона Дионисия Кобылы. Этот чернец еще до знакомства с Дионисием Греком побывал в нескольких монастырях и успел в Соловецком монастыре (!) научиться «еретическим приворотным письмам». И вот, по признанию Дионисия Грека, он пришел к старцу Дионисию Кобыле в келью «и взяв те свои писма, над вином прочитал трижды и прочет сказал: которая де женка или девка станет то вино пить, и та сотворит с нами блудное дело». С подготовленным «наговорным» вином два старца Дионисия незамедлительно отправились в монастырскую слободу к бобылю Семену Черному с намереньем склонить к блуду двух дочерей Семена: «и у него, Семена, он, Дионисей, то вино пил и ево, старца Дионисия и дочерей Семена Черного двух девок поил ж». Но все тщетно: девки со старцами «блудно дело творить» не желали.
Раздосадованный старец Дионисей Грек «бранил матерны» дьякона Дионисия Кобылу, «что он по тем писмам имя Божие хулит, а диавола призывает, а по тому ево призыву ничто не делаетца».
На это Дионисий Кобыла поведал Греку, что ему случалось использовать эти заговорные письма и с успехом. Например, «как де он шел ис Соловецкого монастыря к Москве, и на дороге на постоялом дворе - по тем писмам по наговору на вине с хозяйскою дочерью з девкою блуд сотворил и, будучи у Николы на Песноше, по тем ж писмам по наговору на вине с женкою он, дьякон Дионисий, блуд сотворил же».
После возвращения старцев от бобыля «приворотные» письма были, кажется, заброшены «в келейных... сенях в окошке, где кладут окошечной запор, и после того он, старец Дионисий, по тем писмам ничего не действовал».
Следствие попробовало разыскать дьякона Дионисия Кобылу, но установило лишь, что он отбыл из Савино-Строжевского монастыря в Чудов монастырь, где пел «в крылосе» и «был конархистом» («а дьяконом тот старец не назывался»), однако «в пожарное время прошлого 701-го году июня 19 числа с монастыря ушол», и след его потерялся.
Между тем, 16 января 1702 г. «по указу великого государя и по Уложению» 1649 г. старец Дионисий Грек, «что в мире был Дмитрей, с теми воровскими еретическими писмами в струбе [был] на Болоте созжен».
Казнь старца Дионисия стала, кажется, первым сожжением за колдовство в России XVIII в.

Источник - Отреченное чтение в России XVII—XVIII веков/ Отв. редакторы А. Л. Топорков, А. А. Турилов. — М.: Индрик, 2002. — 584 с, стр. 99-100.
 
Сверху Снизу