Старинный заговор на власть над человеком (или присуха)

arhipp

Активный участник
Сообщения
1 225
Реакции
1 904
Баллы
180
Возмеш(ь) з головы волосок, и положыш(ь) в яйцо в белое невареное, и запечатаеш(ь) серою, и возмеш(ь) тридевять зернят житных, и мелеш(ь) против солнца, и вариш(ь) тридевять колобков в коробочки в лесе вь ямки; и коробочка б была чиста, и сам бы был чисть, и все плат(ь)е чисто. И пойдеш(ь) в лес к осины, и удариш(ь) топором от собя вон, як одним ударом, выколупиш(ь) щепу осиновую и пойдеш(ь) в лес о солнечном закати, и станеш(ь) возле муравейника к западу лицем; а колобки на щепу положыш(ь) на осиновую, и положыш(ь) на сучье в дерево над муравейник, а яйцо положыш(ь) в муравейник, закопаеш(ь), а сам говор(и):

Лягу не благословяс(ь), стану не перекрестяс(ь), стану будити умерших: Стан(ь)те, умершии, розбудите убитых! Стан(ь)те, убитыи, розбудите усопших! Стан(ь)те усопшии, розбудите з древа падших! Стан(ь)те, з древа падшии, розбудите заблудящих! Стан(ь)те, заблудящии, розбудите зверей под(ъ)емущих! Стан(ь)те, зверие под(ъ)емущии, розбудите некрещеных! Стан(ь)те, некрещеныи, розбудите безымяных! Да яз к вам пришел, руской человек, а принес к вам честной обед, руской поминок, белую лебед(ь), а в белой лебеди знадбу принес от раба имярек; и вы по той знадбе возмите сего раба имярек, от которог(о) яз вам принес знадбу и белую лебед(ь), и вы тог(о) раба возмите себе на збережен(ь)е и на свои руки, да возмите себе ум и памет(ь), не дайте ему в ночи спат(и), ни в ден(ь) дела делати, ни с людми беседоват(и), ни на соби плат(ь)я носити; держыте вы его, докулева яз к вам не буду с обедом и з белым лебедем; а от меня вам б(уде)т белая лебед(ь) за вашу службу.

Отговор

А сего раба другая белая лебед(ь), и честной обед, и руские поминки, и вы от нег(о) отступите проч(ь), отдайте его вы мне на руки, раба ил(и) рабу имярек, нарядите его вы умна и паметна и отступите от него проч(ь), отдайте вы его на руки, раба имярек, нарядите вы его умна и памятна. По старому в ден(ь) бы делал, а в ноч(ь) бы спал, и в плат(ь)и один ходил, и в ноч(ь) бы спал, и с людми бы беседовал, и один бы в плат(ь)и ходил.

И удар(ь) челом 3 ж к западу не перекрестяс(ь), 3 ж говор(и), а починит(ь) тридевять колобков да два яйца.

Источник - Русские заговоры из рукописных источников XVII — первой половины XIX в. // Сост., подг. текстов, статьи и коммент. А.Л. Топоркова. М.: Индрик, 2010. С. 90-144. (Олонецкий сборник, 2-я четверть XVII в.)
 
Последнее редактирование модератором:

arhipp

Активный участник
Сообщения
1 225
Реакции
1 904
Баллы
180
Запись включает описание обрядовых действий, первый заговор, призванный вывести человека из себя, и второй, призванный вернуть его в обычное состояние.

Первый заговор включает 14 формул: 1) имярек встанет не помолясь; 2–8) пусть умершие разбудят друг друга; 9) имярек принес умершим на
обед белого лебедя; 10) пусть они возьмут в свои руки раба Божия; 11) пусть они возьмут его ум и память; 12) пусть они не дают ему спать, беседовать с людьми, носить одежду; 13) пусть они удерживают его, пока имярек не придет к ним с обедом и белым лебедем; 14) имярек обещает умершим лебедя.

Второй заговор включает 5 формул: 1) имярек предлагает умершим еще один обед; 2) пусть умершие отдадут в его руки раба Божия; 3) пусть они вернут ему ум и память; 4) пусть они отступят от него; 5) пусть он спит ночью, носит одежду, беседует с людьми.

Если в первом заговоре субъект призывает умерших «взять» имярека, то во втором — отступить от него прочь; в первом — не давать имяреку
спать в ночи, а во втором, наоборот, — позволить, чтобы он спал ночью и т. д.
 
Последнее редактирование:

arhipp

Активный участник
Сообщения
1 225
Реакции
1 904
Баллы
180
Также подробный разбор данного обряда (источник - Елеонская Е.Н. - Сказка, заговор и колдовство в России):

1617667802764.png 1617667879476.png
 
Сверху Снизу