Кикимора

arhipp

Активный участник
Сообщения
1 382
Реакции
2 291
Баллы
180
1624235984567.png

КИКИМОРА, шишимора — рус. и бел. женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Название персонажа кикимора (также с.-рус. кикимра, кукимора, кикиморка) состоит из двух компонентов. Этимология первого компонента кик- связывается то с глаголом *kykati «кричать, издавать резкие звуки», то с сущ. kyka «хохол», «чепец» (ЭССЯ 19:262; Фаем. 2:231; Череп.МЛРС: 130 — 132). Более обоснованной представляется связь этого компонента с балто-слав. корнем kik/kyk/kuk с общим значением горбатости, скрюченности, ср. названия слав, и балтийских демонов: рус. кука «леший, живущий в бане», лит. kaukas «домовой, гном» и др. Вторая часть слова мора восходит к о.-слав. тога. Название шишимора возводят к глаголам шишить, шишать «копошиться, шевелиться, делать украдкой» (Череп. МЛРС:133). Термин кикимора может обозначать и другие мифологические персонажи: жену домового (олонец., вологод.), жену лешего (вятск.), русалку (сибир.), полудницу (вологод.), оборотня (новгород., архангел.) и др. Ср. также вологод. название праздника св. Мариамны (2.III) Меремьяна-Кикимора (Череп.МЛРС:127). Кикиморой называли антропоморфную фигуру, сжигавшуюся на масленицу (вологод.).

Подобные лексемы известны и в з.-слав. языках: пол. kikimora, kicimora «привидение» (SGP 2:245), словац. kykymora «домовой у древних славян» (ЭССЯ 13:261), хотя комплекс представлений, соответствующий в.-слав. персонажу, в этих традициях отсутствует.

Внешний облик. Кикимору представляют в виде маленькой, безобразной, скрюченной старушки, смешной, уродливой, неряшливой, одетой в лохмотья (с.-рус.). Она так мала и суха, что не выходит на улицу, боясь быть унесенной ветром (вологод.). Ср. описание старух, ряженых «кикиморами»: «одевались в шаболки (т. е. рваную одежду) и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ноги с бруса, и в такой позе пряли. Прялку (копыл) они ставили меж ног... Девушки смеялись над шишиморой, хватали ее за ноги, а она била их палкой (костром., Череп. МЛРС:126). Редко К. имеет облик девушки в белой или красной рубахе (вологод.), женщины, мужика (в.-сибир.). Белорусы представляли кикимору в виде маленьких девочек. Иногда кикимора имеет зооморфный вид: свиньи, собаки, зайца, утки (в.-сибир.), хомяка (в сказке).

В одних случаях происхождение кикиморы связывают с «нечистой», неправильной смертью: кикимора - ребенок, проклятый родителями (рус., бел.), дочь, загубленная своей матерью (бел.). Кикимора появляется в домах, построенных на «плохом» месте: там, где был зарыт удавленник или неотпетый покойник (рус. вят.); где был убит или умер ребенок, а также где похоронено тело ребенка (рус. в.-сибир., бел.). Согласно источникам XVIII в., кикимора - ребенок, похищенный или обмененный нечистой силой (рус., Чулк. АРС:219).

В других случаях появление кикиморы в доме связывается с порчей, злым умыслом «знающих» людей: чаще ее «напускают» печники или плотники при постройке дома, желая отомстить хозяевам. Наиболее часто указывается, что кикимору напустили, незаметно положив в доме с особым наговором так называемый лекан (манилка, ерничинка), или сделанную из щепок и тряпочек и иногда смоченную кровью куклу, или игральную карту с изображением фигуры, или ножик, или отломленный от плывущей по воде «коряжины» (дерева с корнем) сучок, или обрубок дерева, или просто щепку, или даже жёлтую тапочку. Лекан закладывался под матицу (потолочную балку), между брёвен в переднем углу, под печкой или за печку, в подполье, в поленницу. Впоследствии предмет «оживал» и превращался в кикимору (рус. сибир.).

Деятельность кикиморы. Присутствие кикиморы в жилище человека расценивалось как признак того, что в доме неблагополучно, «нечисто». Появляясь в доме, кикимора творит мелкие пакости, наносит ущерб хозяйству: бросает и бьет горшки, мешает спать, стучит вьюшкой, кидается из подполья луковицами, с печи - шубами и подушками (с.-рус.); выдергивает волосы у хозяина, перья у кур, стрижет шерсть у овец и делает из этой шерсти постели для скота (вологод., олонец.), досаждает людям воем, писком, шумом (в.-сибир., бел.), пересчитывает скотину, но считать умеет только до трех (вологод.). Считается, что если кикимора завелась в доме, то в нем не жить - обязательно выживет хозяев (перм.). Ср. вят. быличку о кикиморе, поселившейся в доме, построенном на месте погребения неотпетого покойника: «никого не видно, а человеческий голос стонет, а как сядут за стол, слышится голос: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», а не послушают - начнет швырять подушками. Так и выжила кикимора хозяев из дому» (Макс.ННКС:188). Иногда считалось, что кикимора, насланная в дом колдуном, может погубить человека, свести его со света; она также мучает скотину, гоняет лошадей (в.-сибир.). В редких случаях представления о кикиморе смешивались с образом жены домового. Полагали, что кикимора может помогать хозяйке печь хлебы, качать детей, мыть кринки, заботиться о скотине (вологод., костром., в.-сибир.). С этим, вероятно, связан запрет вносить в дом чертополох, чтобы не выжить домового и кикимору (вологод., Зел. ОРАГО 1:263).

Основным признаком кикиморы является ее связь с прядением, шитьем. По ночам она играет с прялкой, веретеном и пряжей (ярослав.), может допрясть за хозяйку, но чаще рвет, мусолит и путает шерсть, жжет кудель, оставленную на ночь без благословения (Новгород., вологод., бел.). Прядет кикимора на голбце, постоянно подпрыгивая, при этом сучит нить не слева направо, а наоборот (костром.). Кикимора также пытается шить, но швы, ею сделанные, неровные (бел.), ср. рус. пословицу: «От кикиморы рубахи не дождешься».

Иногда по поведению кикиморы можно судить о будущем: она появляется перед смертью кого-либо из членов семьи (ярослав.), предвещая беду, выходит из подполья или плачет (рус.); кикимора отвечает стуком на заданные ей вопросы (в.-сибир.). Считалось, что если поймать кикимору и выстричь крестообразно у нее на темени волосы, она навсегда останется человеком, но на всю жизнь сохранит какие-нибудь недостатки: кривизну, заикание, слабый ум (бел.).

Место и время появления. Кикимора обитает в доме (рус., бел.), реже — во дворе, бане, хлеву, на гумне (рус.); в пустых домах (перм.), в кабаке (в сказке; самар.). В доме живет в местах, связанных с культом умерших: за печкой, на чердаке (рус.), на печи, в подполье (бел.). Кикимора появляется и проявляет себя по ночам (рус., бел.), иногда только на святках или в ночь перед Рождеством (новгород.), до святок живет на улице, потом уходит неизвестно куда (вологод.). На святках она рожает детей — шушканов, которые вылетают в трубу и живут на улице до Крещенья (вологод.). Считалось, что на Герасима Грачевника (4/17.III) кикиморы становятся смирными (Сах. СРН 2:16).

Обереги и способы избавления. Защитой от кикиморы является молитва, упоминание Божьего имени, а в некоторых случаях — ругань (сибир.). Оберегом от кикиморы служит «куриный бог» — камень с дыркой, который вешают над насестом, чтобы кикимора не мучила кур. У рус. населения Эстонии такой камень называется кикимора одноглазый (Череп. МЛРС: 127). Кикимора боится можжевельника, пояском из которого опоясывают солонки, чтобы кикимора не могла запустить туда свою мохнатую лапку (костром.) Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно: ср. средство из лечебника XVIII в.: «от кикиморъ в домѣ положить верблюжью шерсть, когда сусѣдка (тож кикимора) давить — лѣчба та же, шерсть с рясным ладоном клади под шесток» (Зм.РВ:225). Кикимору можно было изгнать и с помощью заговора: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее» (ю.-сибир., СРНГ 7:83) или выжить из дому на Герасима Грачевника (4/17.III).

Кикимору, насланную колдунами, можно уничтожить, отыскав в доме куклу или другой предмет, с помощью которого навлекли кикимору (сибир.). Этот предмет следовало выбросить за пределы усадьбы или сжечь.
 
Последнее редактирование:
Сверху Снизу