Сестры Соболь Секреты свахи

Слизерина

Активный участник
Сообщения
1 128
Реакции
1 030
Баллы
157
Заговорным словом всегда пользовались на Руси. К знающим людям приходили за помощью и холостые, и семейные, и вдовые. Сваха могла подобрать удачно пару, отчитать порчу, снять венец безбрачия. Могла умыть девушку на красоту, привлекательность, уважение свекрови. Многое умела и знала сваха.
Для успешного сватовства сваха выполняла обереги и обряды.
Сватовство никогда не проводили в среду и в пятницу. Это неблагоприятные дни для сватовства. Сватовство не проводят на последней четверти уходящей луны. В эти дни колдун может отнять счастье у жениха и невесты. После 24-го лунного дня сватовство легко сглазить, во время сватовства могут возникнуть разногласия и непонимание. Поэтому в эти дни опытная сваха не проводит сватовство.
Не проводили сватовство и в дни постов:
Филипповский, или Рождественский, пост — с 28 ноября по 7 января.
Великий пост — начало поста переходящее, чаще всего выпадает на конец февраля — начало марта и до дня Христова Воскресения, до Пасхи.
Петровский пост — имеет разную продолжительность. В зависимости от дня Троицы, продолжительность поста колеблется от 2 недель до одного месяца. Окончание поста 12 июля — День первоверховных апостолов Петра и Павла.
Успенский пост — продолжительность две недели. Начинается 14 августа и заканчивается 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Смотрели и на число, на которое назначали сватовство, чтобы оно не пришлось на 13, 18 и на 31. В эти дни легко навести порчу и неудачу на сваху и молодых. Колдуны часто выходили в эти дни на дорогу «искать сватов». Шли навстречу сватам или шли следом за ними и насылали порчу, колдовство, напасти на семейную жизнь.
Вместе со свахой сватают родители жениха, его крестные родители или родные тетки и дядья, родные братья или сестры старшие жениха по возрасту и состоящие в браке. Количество сватающих должно быть нечетным — трое, пятеро, семь человек.
На сватовство приходят в светлых одеждах. Одежду черного цвета на сватовство не надевают. Если колдун знает о том, что идут сваты, и увидит на ком-то из сватов одежду черного цвета, он может похоронить счастье молодых или забрать жизнь будущей невесты или жениха. Молодые чаще всего после порчи такого рода или расходятся в течение 3 лет, или кто-то из них становится вдовым.
Женщины на сватовство не надевают брюки. Сватают только в платье или юбке с блузкой. Мужская одежда может смять сватовство.
Перед тем как идти на сватовство, сваха умывает руки и лицо. Умывая руки, сваха читает охранный заговор.

Охранный заговор свахи на умывание рук

Как легко вода стекает с чела и руки,
Так и дело мое течет легко и споро.
Святая вода смыла дело колдуна,
Черный да лихой глаз,
Язык-переговорник вода закрыла,
Дело и слово мое вода омыла
От сглаза и колдовства,
От напасти и ведовства.
Делу и слову моему аминь.
Делу и слову моему брачный венец.
Аминь. Аминь. Аминь.

Перед выходом из дома сваха вставала на порог лицом на улицу и читала заговор на дорогу. Этот заговор делает дорогу сватам легкой и удачной, охраняет от порчи и колдовства, от наветов, от зависти и напастей. Заговор читайте 3 раза.

Заговор свахи на дорогу

Дорога легла ровно под мою ногу,
Дело мое сошлось, дело мое сбылось,
Обойдет моя нога злое дело колдуна.

В доме жениха, после ухода сватов, его родственники связывали ухваты и кочергу пеньковой веревкой. В угол у входной двери ставили веник метелкой вниз. В наше время в городской квартире и частном доме вряд ли найдется кочерга и ухват. Поэтому связывают пеньковой веревкой ножки стола и табурета крестнакрест и читают заговор на легкую ногу и легкий язык сватов.

Заговор на легкую ногу и легкий язык сватов

Как верно то, что поутру
Солнце красное взойдет,
Так верно, что сватовство наше
Легко сложится.
Легка у сватов нога,
Легка у сватов рука,
Легко слово на душу сватам легло.
Как легко плывет
По синему небу облако,
Как легко плывет по реке ладья,
Так легка сватов дорога
От нашего порога
До порога рабы Божией (имя невесты).
Аминь. Аминь. Аминь.

Проходя перекресток, сваха читала заговор, чтобы удачно сосватать.

Заговор на удачное сватовство

Как нет дома без печи,
Как нет дома без крыши,
Как нет дома без трубы,
Так и наш раб. Божий (имя)
Будет в своем дому,
Под своей крышей,
Со своей женой, рабой Божией (имя),
Вместе век вековать,
Друг дружку любить,
В любви век им жить,
Детей рожать,
На ноги их поднимать,
Хозяйство вести,
Стариков почитать, внуков увидать.
Делу и слову моему аминь.
Дело мое скоро.
Слово мое споро.
Делу и слову моему аминь.
Делу и слову моему легота.

Часто ходили сватать после захода солнца. В темноте труднее сглазить сватов. Чтобы сватать в темноте, нужно знать несколько тайных обрядов и молитв-оберегов. Часто сватовство в темное время суток по сути своей было «черным сватовством». За ним часто скрывались нечистые помыслы одной из сторон.
Иногда сватали до конца литургии. Никогда не сватали в час покойника. Это время между 13—15 часами дня.
Если же по каким-то причинам сваты приходили в дом невесты после 13 часов, то сваха читала оберег на сватовство.

Оберег на сватовство в неурочный час

Как на колокольне колокол звонит,
К обедне народ скликает,
Так час неурочный отпадет
От моего дела, от моего слова,
Пустой час сходится,
Урочный час сводится.

До дома невесты сваты шли молча. Если встречали знакомого, то здоровались кивком. Первыми здоровались сваты в голос с родителями невесты. Подойдя к дому невесты, сваха читала заговор, чтобы не отказали сватам.

Заговор, чтобы сватам не отказали

У дома четыре угла,
Подпирает крышу матица,
Сяду под матицу,
Сведу сватовство к венцу.

Отец жениха входил в дом первым. Затем входила мать и крестные родители. Проходя в двери, старались насту¬пить правой ногой на порог и коснуться плечом косяка. Сваха входила последней. Проходя в двери, сваха закрывала за собой дверь. Желательно, чтобы она закрывала дверь на ключ. Закрывая замок, сваха читала шепотом заговор.

Заговор свахи на замок

Закрываю дело свое на четыре ключа.
Ключи кладу под ножки стола.
Как четыре ножки
Держат одну столешницу,
Так и сватовство сведу
На полную столешницу.
Дело мое крепко, слово мое лепко.

Сватовство начинали со знакомства с родней. Первыми представлял своих родственников жених. Затем невеста знакомила со своей родней. Затем сваха начинала говорить о цели прихода. Часто сватовство начиналось с присказки: «У нас купец, а у вас товар...» или: «У нас охотник, а у вас куница, не хотите ли породниться?»
Во время сватовства кто-то из родных жениха садился за стол рядом с ножкой стола. И во время сватовства правой рукой держался за ножку стола. Сваха садилась под матицу — опорное бревно под крышей. Сейчас же сваха старается сесть или на углу стола, или рядом с дверью, чтобы незаметно во время разговора три раза стукнуть по ножке стола или по косяку.
Вначале выясняли, согласна ли семья выдать свою девицу замуж. Если получали согласие, то обходили вокруг стола три раза. После обхода стола родители жениха и невесты в знак согласия обменивались хлебом и солью. После этого крестные и родные отцы отвешивали друг другу по семь поклонов, ударяли друг друга по рукам, совершали «Рукобитие» и во всеуслышание объявляли, что начатое дело доведут до конца.
Или родители наливали полные рюмки вина, чаще всего кагора, рюмкой три раза легонько пристукивали о край тарелки или край столешницы в знак того, что обе семьи согласны породниться. После этого начинались сговор или рукобитие между отцом жениха и отцом невесты. Договаривались о дне и часе свадьбе, о долях в застолье, о приданом, о кольцах, о том, где молодые будут жить после свадьбы.
Иногда родственники и друзья требовали, чтобы сватовство проходило по полному обряду. Гости просили, чтобы привели на сговор невесту. Во время сговора она с подружками оплакивала в своей комнате предстоящее расставание с родными. Иногда во время сговора, когда же¬них просил показать ему невесту, ему приводили другую девушку. Или на лавку садилось несколько подружек невесты, укрывали лицо покрывалом, и жених должен был узнать, под каким покрывалом пряталась его невеста. Если жених угадывал сразу, то это сулило молодым счастливую совместную жизнь. Если жених ошибался, то говорили, что у молодых будут ссоры и скандалы. Если жених ошибался неоднократно, то это означало, что молодые будут жить плохо.
Во время сговора мать невесты сцепляла ладони рук в замок, чтобы ее дочь вошла желанной невесткой в дом свекрови. Сваха или мать невесты при этом читала заговор, чтобы сноха приглянулась свекрови.

Заговор, чтобы свекрови приглянулась сноха

Как дитятко до матери пуповинкой
Связано, кровинкой повязано, так дочь моя (имя)
Свекровке (имя)
Будет родная кровинка, своя пуповинка.

Мать жениха в это время читает заговор, чтобы теща не обижала зятя.

Заговор, чтобы теща не обижала зятя

Как рыба в реке и на суше
Молчит, рта не открывает, звука не издает,
Так и раба Божия (имя тещи)
На раба Божиего (имя зятя)
Рта зря не открывает,
Зятя своего зря не ругает.
Зятя, раба Божиего (имя),
В дом свой принимает, зятя своего привечает
И на утренней заре и на ночной поре.
Слову моему материнскому Аминь. И три аминя.

Во время застолья молодые не пьют спиртного. Омывают сговор только родители, крестные и сваха.
Как только родители поднимают тост за согласие между собой, невеста выходит на крыльцо или за двери квартиры родителей и читает заговор, чтобы после помолвки не отказалась от брака ни одна из сторон.

Заговор, чтобы свадьба состоялась

От святого Рождества
До светлого Воскресения
Время быстро бежит, время быстро летит.
Как от светлого Воскресения
До святого Рождества шли в дом мой сваты.
Отцы били рукобитную, отцы пили на оговорках,
Отцы клали сватовство под матицу.
Как крепко матица стоит,
Не шелохнется, не ворохнется,
Так и свадьба
Раба Божиего (имя) и рабы Божией (имя)
В свой урочный час сыграется.
Аминь. Аминь. Аминь.

Сговор проходил обычно весело. В нем участвовали и друзья жениха, и подружки невесты. После получения согласия невесты молодых ставили на одну половицу и связывали подпояской или рушником. На стол ставили хлеб- соль, зажигали свечи и молились. Рушник в подпояске был символом долгой и счастливой жизни молодых. После того как молодые вставали на одну половицу, сваха шепотом читала заговор на молодых.

Заговор, чтобы молодых до свадьбы никто не разлучил

Как у венчального кольца нет конца,
Так раб Божий (имя) и раба Божия (имя)
От венца одной дорогой идут,
К друг дружке сердца их горят, тоской нудят.
Врозь им не быть, врозь им не жить,
Вместе за одним столом век сидеть,
Вместе на одной постельке спать,
Друг без дружки горевать.
Ни дня, ни ночи, ни вечера, ни утра
Врозь не быть, ни часу,
Ни получасу врозь не жить.
Закрываю я, раба Божия (имя),
Рабов Божиих (имена)
В венчальное кольцо, в приданый рушник.
Рушник тот повешу на ворота храмовые.
Храмовые ворота замыкаю на замок,
Дело свое свожу на угол.
Никто замка не разомкнет,
Никто рабов Божиих (имена)
С одной половицы не сведет.
Ключи от храмова замка положу
У Престола Господня,
Никто ключи не возьмет,
Никто молодых не разомкнет.
Дело мое крепко, слово мое лето.
Аминь. Аминь. Аминь.

На Руси знакомство молодых проходило порой в день сватовства. До этого дня молодые не видели друг друга. В разных областях и у разных народностей сватовство и помолвка проходят согласно традициям и обычаям тех на-родов, к каким принадлежат жених и невеста.
В купеческой и мещанской среде в день сговорок проходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего происходило благословение. Приходской священник часто присутствовал на оговорках и благословлял молодых. Он же венчал молодых и был доверенным лицом перед обеими сторонами во время передачи приданого и денег, во время подписания брачного договора.
 
Сверху Снизу