Драугр

Ада

Команда форума
Модератор
Сообщения
1.912
Реакции
3.096
Баллы
230
10703

В монографии «Живые мертвецы в норвежской и кельтской литературе» пишется, что в северном фольклоре драугр – не просто тело.

Оригинальный отрывок: «Достаточно сильная воля может вернуть дух жизни в тело. Эти поднятые мертвецы зовутся драуграми. Так как они снова живут, их можно вновь убить. «Вторая смерть» настигнет драугра, если его тело будет сожжено, расчленено или полностью уничтожено иным способом». То есть драуг кардинально отличаются от традиционного образа приведения. Драуги живут в собственных могилах и курганах, где были погребены. Они охраняют сокровища, которые были зарыты вместе с ними. Драуги сохраняют все физические возможности, доступные им при жизни. Североевропейский фольклор четко разграничивает сухопутного и морского драугра.

Ремли пишет, что, согласно сохранившемся фольклорным фрагментам, драугр источал зловоние гниющей плоти и мог менять размеры своего тела по собственному желанию. По всей видимости, драугры имеют хотя бы элементарные интеллектуальные способности. Они не только охраняют свои сокровища, но и могут причинить вред людям, которые каким-то образом навредили им или обидели, пока они были живы. То есть драуг, вероятно, сохраняет память. О драуге Торольфе из «Саги о Людях с Песчаного Берега» говорится, что его тело было раздуто до размеров взрослого быка, а сам он был настолько тяжел, что его нельзя было сдвинуть с места без рычага. М. Магнуссен в комментариях к «Саге о людях из Лососьей долины» указывает на другое свойство драугров – они могут обращаться невесомой дымкой и в таком виде способны перемещаться сквозь скалы и другие твердые предметы (так объясняется их способность подниматься из могил, не нарушая земной покров).

В работах Б. Куррана описано множество способов, которыми драугры умерщвляют своих жертв. Они могут просто убивать их, могут давить неимоверной силой, иногда пьют кровь или поедают. Драуги также убивают животных, по неосторожности подобравшихся к их владениям. Способны сводить с ума, опять же – как людей, так и других живых существ. Есть несколько описаний, когда наведенное драугром безумие приводило к гибели (например, в «Саге о Людях с Песчаного Берега»). Драугры могли атаковать не только самих людей, но и принадлежавший им скот. Они обладали множеством сверхъестественных способностей, которые Х. Дэвидсон в монографии «Дорога в Хель: исследование концепции мертвых в древнескандинавской литературе» называет «trollskap», что дословно переводится как «троллье колдовство» или просто «колдовство». Они могут влиять на погоду, менять обличие и прозревать грядущее.

Дэвидсон упоминает фольклорные эпизоды, где драуг посещает живых в сновидении и обязательно оставляет какой-то материальный дар рядом со спящим, чтобы проснувшись человек не сомневался в реальности визита. В «Саге о Греттире» говорится о способности драуга проклинать своих жертв, ослабляя их. Драугр мог наслать мор на населенный пункт или локально накрыть его непроглядным мраком в разгар дня. При этом, хотя драуги чаще действуют в ночное время, они, вероятно, не боятся света. Согласно «Саге о Греттире» на наличие драугра в могиле или кургане указывают биолюминесцентные грибы, известные как Ложный огонь («Foxfire»). Некоторые драуги невосприимчивы к обычному стальному оружию и необходима сила воли и духа, чтобы одолеть их. Ж. Симпсон в книге «Исландский фольклор и легенды» приводит ряд упоминаний о том, что хотя оружие из стали может нанести ущерб физическому телу драугра, этого недостаточно для полного уничтожения. Желательно убить драуга на его собственной могиле, тело нужно обезглавить, а потом сжечь, развеяв прах над морем. Цвет тела драугра варьируется от бледно-серого до темно-синего и темно-багряного. Драугом может двигать зависть, жадность, желание отомстить, но основной мотив для всех поднятых мертвецов – ненависть к жизни, которой они когда обладали, но больше не могут прикоснуться к ней. Об этом, в частности, говорится в «Саге о Фритьофе».

Драугом может стать любой человек, известный при жизни дурными чертами характера. Якобссон акцентирует внимание на том, что хотя большинство фольклорных драугов при жизни были маргиналами, технически восстать из мертвых может абсолютно любой человек, достаточно незначительной черты характера, которая может быть классифицирована как негативная. Драугры, как и призраки в их классической интерпретации, могут отказываться от посмертия из-за незавершенных дел на земле или из-за сильной привязанности к кому-то или чему-то. Якобссон здесь указывает на то, что как и для традиционного призрака для драугра ключевой чертой характера является эгоизм. Но в отличие от призрака, человек может вернуться как драуг не только после естественной гибели. В «Саге о Греттире» есть эпизод, где человек становится драугром, заняв место другого восставшего мертвеца на кургане (предыдущий мертвец при этом обретает посмертие). Аналогичный эпизод присутствует в «Саге о Людях с Песчаного Берега». То есть состояние драугра можно интерпретировать как проклятие или некую болезнь, которая может передавать на физическом и духовном уровне от живого мертвеца к человеку.

1557603952549.png
© runarium
 
Сверху Снизу