Статья Секреты китайской медицины

Asy999

Команда форума
Модератор
Сообщения
2.331
Реакции
4.744
Баллы
290
Содержание цигуна, кратко говоря, сводится к тренировке ци и тренировке воли. Иероглиф «ци» в сочетании"цигун" означает дыхание. Иероглиф «гун» означает непрерывное сознательное совершенствование дыхательных упражнений и движений. Упражняться в цигуне значит упражнять ци и упражнять и, т.е. с помощью и вызывать циркуляцию ци, что способствует насыщению ци соответствующих внутренних органов. Посредством таких процессов укрепляется изначальное ци (юань ци), за счет чего можно достичь исцеления от болезней. В зависимости от возраста, состояния здоровья, условий жизни люди применяют различные виды цигуна, достигая прочищения каналов и коллатералей, регулирования ци и крови, равновесия инь и ян, улучшения функций организма. Поэтому цигун, являясь функцией сознания и включая в себя методы аутотренинга тела и души, представляет собой особую отрасль науки. С его помощью осуществляются самонаблюдение и самоконтроль в процессе жизнедеятельности, что способствует здоровью и долгожительству .
На бронзовых изделиях эпохи Шан и начала Чжоу встречаются древние рисунки, чрезвычайно живо изображающие позы цигуна. Это доказывает, что цигун зародился еще до изобретения письменности. Для выживания человечеству необходимо было приспособиться к неблагоприятным воздействиям со стороны природы, научиться защищаться от болезнетворных воздействий, развить адаптационные возможности организма. Накапливая опыт, люди начинали понимать, какими способами получать пользу для тела и духа, и переходили к осмысленным тренировкам, в конечном счете создав современный цигун.

Поскольку в прошлом среди мастеров цигуна были представители разных направлений: конфуцианского, даосского, буддистского, медицинского, ушуистского (боевого) и др., – то и названия, которые они использовали, были различными: туна, даоинь, синци, ляньдань, сюаньгун, цзингун, дингун, сингун, нэйгун, сюдао, цзочань, нэйянгун, яншэнгун и др. Все эти названия, несмотря на их различия, относятся к формам, предшествующим цигуну. Как показали научные исследования, запись «разыскания о цигуне» встречается в сочинении «Записки о чистой вере» («Цзинмин цзунцзяо лу»), написанном даосом Сюй Сюанем в период династии Цзинь. В 1934 г. была опубликована книга Дун Хао «Специальные методы лечения и профилактики легочного туберкулеза – цигунотерапия». В 1935 г. издательство «Чжунхуа шуцзюй» выпустило книгу «Секреты шаолиньского кулачного боя», где также использованы эти два иероглифа – цигун. Однако их содержание не было исчерпывающе объяснено, поэтому они не утвердились в качестве официального названия. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1958 г., когда вышла в свет книга Лю Гуйчжэня «Практический курс цигунотерапии», написанная им после консультаций с коллегами. В ней эти два иероглифа получили полное объяснение, после чего они утвердились в качестве официального термина для всей вышеперечисленной группы традиционных названий .

В 1955 г. под руководством Лю Гуйчжэнь в санатории, практикующем цигунотерапию и цигунопрофилактику (г. Таншань) провели клинические исследования методов лечения цигуном и получили хорошие результаты, которые были отмечены Министерством здравоохранения КНР. Таншаньский санаторий стал первой в Китае здравницей, где цигун официально использовался для лечения болезней. Лю Гуйчжэнь, опираясь на накопленный опыт и собственное понимание проблемы, написал книгу «Практический курс по методам цигунотерапии» («Цигун ляо фа ши цзянь»), где обобщил методики упражнений трех видов, применявшихся в Таншане: нэйянгун («цигун взращивания внутреннего»), цянчжуангун («укрепляющий цигун») и баоцзяньгун («оздоровительный цигун»). Начиная с 1956 г. сначала в Таншане, а затем на курорте Бэйдайхэ были сформированы тренировочные группы, чтобы готовить специалистов по цигуну для медицинских учреждений страны. В 1958 г. в Шанхае провели двухнедельный семинар по цигунотерапии. В опубликованную по его итогам книгу «Доклады по цигунотерапии» вошли статьи, которые в основных чертах познакомили читателя с происхождением и теоретическими основами цигуна, методиками упражнений и методами ухода за пациентами. Особо следует подчеркнуть, что в ходе проведенных в санатории многочисленных клинических изысканий выяснилось: ключевым моментом упражнений является «расслабление» (в том числе освобождение от психической напряженности и расслабление мускулов и суставов всех частей тела). Установлено также, что это один из важных способов не допускать побочных явлений при выполнении упражнений. В последующий период во многих медицинских заведениях страны открылись отделения по стационарному и амбулаторному лечению с помощью цигуна. Заметные результаты были достигнуты при лечении таких, например, заболеваний, как язвенная болезнь, туберкулез легких, хронический гепатит.

В августе 1959 г. в Бэйдайхэ состоялось первое совещание по обмену опытом в области цигуна. Участники совещания познакомились с результатами лечения свыше 20 различных заболеваний, таких как язвенная болезнь, неврастения, гастроптоз, туберкулез легких, хронический гепатит, силикоз, ревмокардит, бронхиальная астма, гипертония, гипотония, сахарный диабет, нефрит, последствия полной резекции желудка, хронический колит, хроническое воспаление желчного пузыря, ранние стадии цирроза печени, последствия шизофрении, мужская импотенция, острый спондилит, лучевая болезнь, радиационная тромбоцитопеническая пурпура, акротизм, пролапс слизистой оболочки желудка. В Таншане, Бэйдайхэ, Шанхае, Тяньцзине одна за другой открывались тренировочные группы по цигуну. В 1960 г. в Шанхае были проведены краткосрочные занятия во Всекитайской квалификационной группе мастеров цигуна; в состав группы входило 39 цигунотерапевтов, которых готовили для разных провинций и городов. По неполным подсчетам, в Шанхае находится 86 учреждений, в которых развивают цигунотерапию. Согласно статистическим данным по 45 организациям, цигун применяется при лечении свыше 50 видов заболеваний, таких как глаукома, токсикоз при беременности, маточное функциональное кровотечение, хроническое воспаление органов таза, ревматизм, опухоли, острый аппендицит и т.д. Можно видеть, что цигунотерапия использовалась не только для лечения хронических недугов, но также могла применяться против острых форм заболеваний; ее методы пригодны для излечения не только функциональных расстройств, но и органических изменений. Начиная с 1978 г. в Шанхае, Пекине и других местах постоянно расширяются клинические исследования методов цигуна и способов перемещения ци. Заслуживает упоминания совместная работа Шанхайского учебного института китайской медицины, Шанхайского исследовательского института китайской медицины и Института атомного ядра АН КНР.

С помощью современных приборов были проведены измерения «внешнего ци» (вай ци). Эксперимент доказал, что ци имеет определенную материальную основу, и способствовал достижению новой ступени в исследованиях цигуна, введя его в ряд научных дисциплин. В июле 1979 г. такие организации, как Госкомитет по науке, Госкомитет по физкультуре и спорту, Министерство здравоохранения. Союз ученых и АН КНР провели в Пекине отчетную конференцию по цигуну, которая привлекла внимание многих представителей научно-технической и медицинской общественности, а также средств массовой информации. Затем в Пекине, Циндао, Чжанцзякоу, Гуань-чжоу и Шанхае независимо друг от друга, применив методы бионики, скопировали испускаемую врачом-цигунотерапевтом информацию в инфракрасных лучах [К]. Опираясь на этот принцип, успешно создали терапевтический прибор, клиническое применение которого дало определенный лечебный результат. В последние годы отчеты об изучении цигуна из разных мест показывают, что научный подход к этому явлению способствовал новому поступательному движению [К] в таких областях знания, как теоретические основы китайской медицины (например, концепция каналов и коллатералей, ци и крови), медицинская профилактика, медицинская геронтология, физкультура и спорт, познание возможностей человеческого тела и т.д. В этом плане следует особо указать на деятельность Научно-исследовательского совета по цигуну Всекитайского научного общества традиционной медицины (иначе называемого «Китайское научно-исследовательское общество по цигуну»), который был официально основан 12 сентября 1981 г. С этого времени у занимающихся цигуном впервые в истории появилась руководящая и организующая структура всекитайского масштаба, что должно способствовать расширению клинической практики и научно-экспериментальному изучению цигуна.

Термин «ци» отражает представления о природных явлениях, которые существовали в древности. Считалось, что ци – это основная материя, из которой конструируется мир. Все космические явления происходят вследствие движения и изменений ци. Данная концепция, примененная в сфере медицины, предполагала также, что ци является основным материалом, из которого конструируется человеческое тело, а движение и изменения ци обусловливают события человеческой жизни. Например, в «Собрании сочинений [Чжан] Цзинюэ» («Цзин юэ цюаньшу») сказано: «Рождение человека полностью зависит от его ци». В «Законах медицины» («И мэнь фа люй») также говорится: «Концентрация ци образует форму, рассеивание ци разрушает форму» [К]. Цигун служит тренировке ци человеческого организма. ци человеческого тела проявляется в разнообразных формах, из них самая основная – это истинное ци (чжэнь ци), называемое также изначальным ци (юань ци) [К], правильным ци (чжэн ци), сущностным ци (цзин ци), истинно изначальным ци (чжэньюань ци). Истинное ци представляет собой комбинацию трех элементов: сущностного ци (цзин ци), находящегося в почках (врожденная субстанция, полученная зародышем от сущностного ци родителей); ци «воды и зерна» (шуй гу чжи ци), получаемого извне и перерабатываемого селезенкой и желудком (результат переработки питательных веществ, получаемых с пищей); воздуха, вдыхаемого легкими. Это – тонкая материя, обладающая мощной движущей силой, распространяющаяся по всему телу и нет места, в котором она бы не присутствовала, до которого бы не доходила.

Ее движение, которое в теории китайской медицины называется «пружиной ци» (ци цзи) [К], главным образом проявляется в четырех формах: подъеме, спуске, выходе и входе. Плотные и полые органы, каналы, коллатерали и другие системы человеческого тела представляют собой арену для четырех форм движения истинного ци. Истинное ци распространяется по всему телу, проявляясь в физиологической деятельности плотных и полых органов, каналов, коллатералей и различных других систем, поэтому его проявления имеют разные названия. Ци плотных и полых органов (цзан фу чжи ци). Истинное ци, распространяясь по этим органам, становится ци этих органов – ци сердца, ци легких, ци селезенки, ци желудка, ци печени, ци почек и т.д. Ци каналов и коллатералей (цзин ло чжи ци). Истинное ци, проходя по каналам и коллатералям, становится ци каналов и коллатералей, которое сокращенно называют канальным ци (цзин ци). Питательное ци (ин ци). Это ци, которое проходит по сосудам вместе с кровью. Защитное ци (вэй ци). Оно распространяется вне сосудов. Его сущность в стремительном скольжении. Чтобы не быть связанным сосудами, защитное ци распространяется вне их. Родовое ци (цзун ци). Это ци, которое накапливается в груди. Судя по происхождению и распространению ци, можно заключить, что оно выполняет пять основных функций. Функция движущей силы. Рост и развитие организма, т.е. физиологические преобразовательные процессы в плотных и полых органах, каналах и коллатералях, кровообращение, транспортировка флюидов стимулируются ци.

Так, если ци недостает, то двигательная функция сокращается, рост и развитие организма могут замедлиться, потенция органов и каналов также может уменьшиться. Не исключено возникновение различных патологических изменений: застоя кровотока, задержки вод и др. Функция обогревания. Способность человеческого организма регулировать температуру тела обусловливается обогревательной функцией. Если обогревательная функция ци непостоянна, оно утрачивает способность к регулированию, то очень часто возникают такие болезненные симптомы, как зябкость, холодные на ощупь конечности и т.п. Функция обороны. ци может защищать тело от воздействия внешних патогенных факторов. В разделе «Простые вопросы» в главе «Об оценке болезней с жаром» («Пий жэ бин лунь»), говорится: «При приближении несущего зло [противостоящему] ци необходима пустота». Названное здесь ци выполняет защитную функцию. Если защитная потенция ослабевает и пагубное (несущее зло) ци прорывается внутрь, то человек заболевает. В процессе болезни здоровое (правильное) ци (чжэн ци) непрерывно увеличивает противодействие недугу. Победа здорового ци над пагубным ци способствует уничтожению полученных патогенов, здоровье восстанавливается. Функция контроля. Контрольная функция ци проявляется в том, что оно регулирует поток крови, не позволяя ей переливаться за пределы сосудов; регулирует движение пота и мочи, способствуя их умеренному выведению; осуществляет контроль за семенной жидкостью, не допуская ее потерь.

Двигательная и контрольная функции ци по отношению к крови заключается в том, что ци, с одной стороны, способно стимулировать ее движение, а с другой – может контролировать распространение крови. Только так и может осуществляться регулярное кровообращение. Нехватка ци, ведущая к ослаблению функции двигательной силы, может вызвать нарушения кровообращения, вплоть до возникновения застоя крови; нехватка ци, ведущая к ослаблению контрольной функции, легко может вызвать кровотечение. Функция превращения ци. Следует отметить взаимные превращения цзин, ци, флюидов и крови. В разделе «Простые вопросы» в главе «Инь и ян соответствуют Великому» («Инь ян ин сян да»), сказано: «Цзин превращается в ци». В комментарии Ван Бина к данному разделу говорится: «Превращение ци есть порождение цзин, гармония вкуса есть рост тела». Цитаты показывают, что между цзин и ци существуют отношения взаимного превращения. В разделе «Простые вопросы» в главе «Секретный свод о [лекарстве] Линлань» («Линлань ми дянь лу») сказано: «Мочевой пузырь управляет „округами и областями“, в нем накапливаются жидкие выделения, а превращение ци дает возможность их выпускать». В данном отрывке под превращением ци подразумевается мочеиспускательная функция мочевого пузыря. Все пять функций, хотя и имеют различия в некоторых проявлениях, тесно сочетаются при использовании. В целом цигун является тренировкой ци человека. Его содержание можно выразить в двух положениях: 1) указание на тончайшую материю, из которой состоит человеческое тело и за счет которой в нем поддерживаются жизненные процессы; 2) указание на физиологические функции системы плотных и полых органов. Между этими положениями существует взаимосвязь. Поэтому китайская медицина считает, что «ци – это вид основной материи, поддерживающей жизнедеятельность человеческого тела». Движение ци в цигуне является важным средством, которое в Древнем Китае способствовало профилактике и лечению болезней. Воздействие на истинное ци человеческого тела с помощью цигуна играет чрезвычайно важную роль в поддержании телесного здоровья
 
Сверху Снизу